Во 2-м выпуске "Педсовета по средам" за этот год была опубликована занятная заметка преподавателя колледжа Дж. Робертса,
который рассказал, как чуть не погубил свою карьеру преподавателя
(интересного для студентов преподавателя) при попытке использовать на
своих лекциях иллюстративный материал в виде слайдов Поверпоинта...
Финальный аккорд этой заметки - "я никогда больше не выстраивал
свой учебный процесс вокруг пауэрпоинтовских слайдов" - я полностью
разделяю с автором. Как бы странно это не выглядело (ведь я довольно
известен своей активной работой в области внедрения ИКТ в учебный
процесс).
После прочтения той заметки я тут же вспомнил русскую народную
мудрость: заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибет... :-) Дело в
том, что коллега абсолютно правильно сформулировал итог – не выстраивать
учебный процесс вокруг слайдов. Это слайды (равно как и многие другие технологии) надо выстраивать вокруг учебного процесса.
Каждый преподаватель, учитывая специфику своего предмета, своего
стиля преподавания, своей аудитории, может выбрать наиболее эффективный
способ использования, например, того же пауэрпоинта. К сожалению, из
заметки не ясно, какой предмет преподавал Дж. Робертс, но совершенно
очевидно, что на предметах естественно-научного цикла иллюстративный
материал более востребован, чем на гуманитарных.
Если учителю биологии нужно рассказать об инфузории-туфельке, а
ее самой и микроскопа нет под рукой, то вполне может понадобиться
несколько слайдов, на которых можно представить фотографии объекта
изучения с разной степенью детализации, схемы строения организама,
таблицы с указанием его места в научной классификации и т.п. Заметьте,
что подобные вещи по-быстрому на доске мелом не нарисуешь. Да и качество
ваших художеств вряд ли будет сопоставимо с профессиональными
постановочными снимками.
При этом, должен заметить, ничто не мешает использовать не слайды
пауэрпоинта, а обычные фото-слайды или бумажные плакаты. Смотря что
имеется. Естественно разумно помнить, что электронные материалы
некоторым образом проще достать - обилие CD (от специальных обучающих
программ до библиотек наглядных пособий или фото-коллекций) и Интернет.
Теперь посмотрим на учителя литературы. Если специально не
задаваться целью похвастаться перед учениками своими талантами
слайдо-творителя, то, вполне возможно, вам будет достаточно 1 или 2-х
слайдов, например, с портретом писателя и основное время на уроке вы
потратите именно на диалог с учениками - чтение произведения, его
обсуждение и т.п. И тогда, действительно, если по ходу дискуссии
возникает необходимость зафиксировать какие-то мысли, то можно сделать
это от руки на доске.
Правда, не думаю, что доска с мелом - удачный вариант. Гораздо
лучше доска с маркером :-) А еще технологии сегодня придумали
специальные интерактивные доски, которые позволяют или вывести
"художества" на бумагу или даже "перегнать" их в компьютер...
Очень многое зависит от предмета и от того, что именно учитель хочет показать своим ученикам.
Возьмем историю. Да, можно, повесить статическую здоровенную
карту во всю доску и рассказывать на ее фоне о, например, Великой
Отечественной войне. А можно использовать слайды с подборкой карт разной
детализации, с указазанием мест дислокации воюющих на том или ином
конкретном сражении. Еще существуют интерактивные карты, которые так или
иначе воспроизводят сражение. Можно использовать фото- и видеоматериалы
исторических хроник и т.п.
Если учителю недостаточно пальцев для изложения материала (знаете
же фразу - "рассказать на пальцах"?), то ИКТ предоставляет ему
возможность расширить арсенал иллюстративных средств.
При этом не надо забывать, что каждый урок индивидуален. Ни
учитель, ни ученики не являются роботами, которые размеренно излагают
или воспринимают новые знания. Если вы заготовили 10 слайдов для урока,
но урок пошел немного не по плану, например, началось интересное
обсуждение, в которое вовлеклись все учащиеся... - то пусть они
поговорят. Забудьте про ваши слайды. Ибо на уроке важны не слайды, а
ученики. И их разум.
И это разум никогда не умрет, если не ограничивать себя. Всегда стоит помнить, что не мы для технологии, а технология для нас.
|