Вторник, 26.11.2024, 09:13
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Информационные и коммуникационные технологии в образовании

Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Статьи по теоретическим основам применения ИКТ в образовании [1]
Практическая реализация применения ИКТ в образовании [1]
Статистика

Каталог статей

Главная » Статьи » Статьи из сети » Статьи по теоретическим основам применения ИКТ в образовании

Дидактическая модель проведения урока с применением ресурсов сети Интернет
Дидактическая модель проведения урока
с применением ресурсов сети Интернет
(описание модели урока, методика проведения урока)

    
    С появлением в школе Интернета все более актуальным становится применение доступных учителю электронных (цифровых) образовательных ресурсов. Информационная среда обучения расширяется в условиях информатизации системы образования и перед учителями разных предметов стоит достаточно сложная задача – найти ответ на вопросы: Какие из доступных ресурсов будут наиболее эффективны? Какие методические приемы по применению Интернет-ресурсов позволят достичь предполагаемых результатов? Какие из образовательных ресурсов сети Интернет имеют лицензию?
Учитывая, что информационная среда, прежде всего, призвана управлять параметрами результативности учебной деятельности,  в условиях доступности ресурсов сети  Интернет обращает на себя внимание технологизация учебного процесса. Сама идея технологизации учебного процесса имеет одно из приоритетных значений для массовой школы и одним из факторов ее функционирования является доступ и применение к ресурсам сети Интернет. Рассмотрим вопрос об использовании педагогических технологий на уроках с применением ресурсов сети Интернет в трех аспектах:
1.    Многие педагоги придерживаются точки зрения о процессе преподавания, как об искусстве. В связи с этим считают, что образовательные ресурсы, в том числе ресурсы сети Интернет, должны органично вливаться в процесс творчества учителя на уроке. Не следует делать акцент на использование ресурсов сети Интернет. Субъекты обучения должны иметь возможность оперативного использования необходимых материалов, обращаясь к каталогу по своему предмету или к междисциплинарным ресурсам сети Интернет.
2.     Учитель достаточно легко определяет свой выбор на педагогических технологиях учебного процесса, приемлемых для определенного урока, если он (учитель) четко определил цель, задачи и знает, на какой результат он должен выйти со своими  учениками. Очень часто для учителя не составляет труда определить цели и задачи урока, однако прогнозирование, достижение и анализ результативности учебного процесса дается далеко не каждому учителю. В связи с этим, учитель предпочитает выбирать ресурсы сети Интернет,  которые оснащены методическим сопровождением.
3.    На школьном уровне должны быть приняты критерии оценивания и, что особенно важно, самооценки работы учителя по применению ресурсов сети Интернет. В качестве обязательных критериев видятся две: достижение дидактических целей; минимизация времени на подготовительные работы и «напряжение» по применению ресурсов сети Интернет во время урока.

Дидактическая модель  проведения урока с применением ресурсов сети Интернет предполагает интеграцию Интернет-ресурсов в учебно-воспитательный процесс по дисциплинам гуманитарного цикла, естественно-математического цикла и предмета информатика. Дидактическими средствами считаются все образовательные ресурсы, которые участвуют в процессе обучения и предназначены для использования каждому из субъектов обучения (и ученикам и педагогу). Например, электронный учебник, глоссарий, электронная библиотека, база данных, живой журнал, коллекция ЦОР и пр. В то же время конспект урока или методическое руководство учителя, которые использует только учитель, к дидактическим средствам не относится.
    Учителю важно помнить, что учебная дисциплина, которую он ведет, является неотъемлемой частью системы школьного образования. Поэтому при выборе Интернет-ресурсов для своего урока необходимо учитывать соответствующий цикл (гуманитарный, естественно-математический и пр.) и взаимосвязи с другими дисциплинами определенного цикла.
    
По каким признакам выбирать ресурсы сети Интернет для применения на уроке?
Прежде всего, следует договориться, что ресурсы, созданные специально для применения на уроках, будем называть образовательными ресурсами. Образовательные ресурсы сети Интернет можно классифицировать по следующим направлениям:
•    Конспекты уроков
•    Методические разработки и дидактические материалы к урокам
•    Учебные программы, вариативные курсы, учебные модули по школьным предметам
•    Электронные учебники
•    Презентации к урокам
•    Видеоматериалы с записями уроков
•    Статьи из опыта работы, информационно-педагогические модули системы работы, педагогические инициативы педагогов, реализованные в практической деятельности

Самыми эффективными следует считать комплексы образовательных Интернет-ресурсов:
•    образовательный сайт – информационный массив ресурсов, посвященный одному учебному предмету, разделу учебного плана или теме, включающий в себя иллюстрационные, демонстрационные и презентационные материалы к определенным урокам; теоретические материалы по теме урока в виде лекций, конспектов или тезисов;  содержание упражнений и задач с примерами их решений; задания для самостоятельной работы учащимся.
•    образовательный портал – Интернет-ресурсы справочного характера, посвященные одному или нескольким предметам школьного курса, включает в себя каталоги Интернет-ресурсов и литературы со ссылками на материалы, имеющие отношение к определенной теме урока.
•    база знаний – структурированное хранилище материалов учебного характера, например, - энциклопедии, справочники, атласы и пр.
•    система дистанционного обучения – с помощью Интернет-технологий проходит учебный процесс, предполагающий все этапы учебного процесса, начиная с формирования индивидуального плана работы ученика и заканчивая экзаменом и получением документа об окончании учебного модуля или курса.  

Допустимые форматы ЦОР позволяют представлять: текст (с форматированием и без); электронные таблицы;  аудио; видео; тесты; интерактив; виртуальная реальность; приложения.
Определенным критерием уровня информационной культуры педагога (педагогического коллектива), применяющего ресурсы сети Интернет на своих уроках, является коллекция ссылок на ресурсы сети Интернет. Как правило, школьные кабинеты имеют широкий спектр адресов на ресурсы Интернет разных производителей. Однако, со временем педагоги, обладающие высоким уровнем информационной культуры, отказываются от количественного показателя и обращают внимание на качество, а именно: предпочитают Интернет-ресурсы одной фирмы. С методической точки зрения - это правильное решение, так как использование Интернет-ресурсов, выполненных в едином стиле, облегчает субъектам обучения осваивать предлагаемую учебную среду, а преподаватели разных предметов имеют возможность коллективно разработать и использовать методические рекомендации и инструкции по их использованию.
В рамках реализации проекта «Информатизация системы образования» ресурсы сети Интернет пополнены цифровыми образовательными ресурсами, разработанными и доступными для использования педагогами любого предмета. Хранилище единой коллекции ЦОР доступно по адресу  http://school-collection.edu.ru, и предоставляет всем заинтересованным участникам образовательного процесса бесплатный и свободный (в техническом и правовом отношении) доступ через Интернет к качественному и полному набору разнообразных образовательных ресурсов, представленных в Коллекции.
    Учитель может рассчитывать на скачивание ресурсов сети Интернет, если на уроке планируется использовать:
•    ЦОР к учебникам (http://school-collection.edu.ru/about/filling/textbook/);
•    тематические и предметные коллекции (http://school-collection.edu.ru/about/filling/2007year/);
•    инструментальные средства поддержки и организации учебного процесса, электронные издания на CD/DVD, созданные в рамках Федеральных целевых программ.

Применять ресурсы сети Интернет можно как на отдельных этапах урока, так и в течение всего урока. При этом использование сети Интернет рассматривается не как цель, а как средство повышения качества обучения. На этапе подготовки модели урока учителю могут быть полезны ресурсы, разработанные учителями и апробированные в школьной практике. Например, учителю могут быть полезными следующие ссылки:
•    раздел Хранилища единой коллекции ЦОР «Ресурсы учителей» http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/016EC3E5-46FA-FADF-80A3-80EF82B62BCF/
•    раздел «Опыт педагогов Оренбуржья» на сайте государственного учреждения «Региональный центр развития образования», на котором доступны статьи из опыта работы учителей, информационно-педагогические модули о системе работы учителей, педагогические инициативы - http://www.orenedu.ru/index.php?option=com_content&task=section&id=6&Itemid=216
•    Ресурсы по предметам образовательной программы представлены на сайте www.orenedu.ru  списком ресурсов по основным предметам образовательной программы основного общего и среднего (полного) общего образования. Ресурсы классифицированы по подразделам, строго соответствующим 13 основным дисциплинам общего образования:
1.    Астрономия   
2.    Биология и экология  
3.     География  
4.     Иностранные языки   
5.    История   
6.    Литература   
7.    Математика   
8.    Мировая художественная культура   
9.    Обществознание. Экономика. Право   
10.    Русский язык   
11.    Физика   
12.    Химия   
13.    Информатика и информационные технологии

Интерактивные методы обучения становятся очень популярными среди российских учителей. Методики и разработки, разработанные учителями для работы с интерактивным оборудованием SMART, а также наблюдения и исследования, проведенные учителями с помощью этой технологии, доступны на сайте http://www.smartboard.ru/:
1.    Урок русского языка во 2 классе, Тема: "Слова с непроверяемым написанием"
Поносова Галина Ивановна - Пермь - учитель начальной школы, учитель высшей категории - Европейская школа "Ex Professo"
2.    Урок природоведения во 2 классе, Тема: "Если хочешь быть здоров"
Поносова Галина Ивановна - Пермь - учитель начальной школы, учитель высшей категории - Европейская школа "Ex Professo"
3.    Урок русского языка в 1 классе, Тема: "Обучение грамоте"
Нешатаева Ольга Геннадьевна - Пермь - учитель начальной школы, учитель первой категории - Европейская школа "Ex Professo"
4.    Урок английского языка в 3 классе, Тема: "Моя классная комната"
Брычкова Анастасия Николаевна - Пермь - учитель английского языка - Европейская школа "Ex Professo"
5.    Урок химии в 10 классе, Тема: "Бензол"
Черепанова Наталья Георгиевна - Пермь - учитель химии, учитель высшей категории, отличник Народного просвещения - Европейская школа "Ex Professo"
6.    Урок математики во 2 классе, Тема: "Закрепление знаний и умений по нумерации в пределах 1000"
Осколкова Татьяна Владимировна - Новосибирск - учитель высшей квалификационной категории, Почётный работник образования РФ - Гимназия №10
7.    Урок математики в 8 классе, Тема: "Квадратные уравнения"
Кева Татьяна Владимировна - Санкт-Петербург - Учитель математики первой категории - гимназия №56
8.    Урок английского языка в 6 классе, Тема: "Famous people"
Плотникова Луиза Альбертовна - Казань - Учитель английского языка, учитель II квалификационной категории - Школа №9
9.    Архитектура Древней Греции (SMART Notebook 1,61МБ)
Мария Мартынова, преподаватель РГГУ
10.    Интерактивно об искусстве - Интерактивные доски для художников
11.    Использование интерактивной доски на уроках иностранного языка в средней школе
Григорьев А. В., преподаватель древних языков МПГУ
12.    Компенсаторные возможности интерактивных устройств SMART
Ярославцева Елена Ивановна, Институт человека РАН
13.    Частица "не", запрещающая действие... (SMART Notebook 159 Кб)
Школа N 494
14.    Задачи на движение (SMART Notebook 939 Кб)
Школа N 556
15.    Системы счисления для 6 класса (SMART Notebook 496 Кб)
Школа N 839: Асташенко Е. В. (учитель истории), Паромова С. Я. (учитель информатики), Пятачкевич И. В. (учитель математики)
16.    История палочки для рисования. Карандаш (SMART Notebook 458 Кб)
Школа N 903
17.    Олимпийские игры в Древней Греции (SMART Notebook 1.36 Мб)
Школа N 939: Воробьева Н.Г. (учитель истории), Сафина Э. Л. (заместитель директора по ИТ)
18.    Урок для начальных классов (SMART Notebook 150 Кб)
Школа N 985
19.    Электрическая цепь (SMART Notebook 918 Кб)
Школа N 995
20.    SMART не для чайников (SMART Notebook 826 Кб)
Школа N 1523: Пастухов А. Б.
21.    Урок природоведения для 5 класса. Тема: Температура воздуха. Осадки (SMART Notebook 3.87 Мб)
Школы N 1997, N 1706: Чиненова Г. А., Аксенова Е. С.
22.    Сказка о треугольниках (SMART Notebook 712 Кб)
Школа N 2000
23.    Древняя Греция (SMART Notebook 472 Кб)
24.    КВН по информатике на тему: текстовый редактор Word и таблицы Excel (SMART Notebook 248 Кб)
25.    Английский язык для начальных классов (SMART Notebook 33.1 Кб)
26.    Открытие Америки (SMART Notebook 751 Кб)
27.    Русский язык: Ударение (SMART Notebook 307 Кб)      

Если учитель разрабатывает модель урока с использованием интерактивной доски, ему могут быть полезны ссылки на видеофрагменты уроков. На сайте http://www.smartboard.ru/ доступны образовательные ресурсы  победителей национального этапа международного конкурса на лучшее видео об интерактивном уроке SMART (http://www.smartboard.ru/news_s321_cid_r321_1_i321_id_r321_17402.htm)

1 место. Гимназия №10, г. Новосибирск
Осколкова Татьяна Владимировна
"Когда ученье - не только свет, но и радость!"
Гран-при - Поездка на выставку BETT 2008 (Лондон)
Приз зрительских симпатий - Sony Play Station
Посмотреть ролик >>>

2 место. Гимназия №1518, г. Москва
Корнилова Надежда Ивановна
"Рисуем по-новому"
Приз - мультимедиа-проектор Mitsubishi SL 6
Посмотреть ролик >>>

3 место. Центр раннего развития FasTracKids, г. Санкт-Петербург
Кузнецова Елена Николаевна
"SMART - и дошкольнику под силу!"
Приз - ноутбук
Посмотреть ролик

4 место. Центр образования №548 "Царицыно", г. Москва
Неделина Елена Витальевна
"Проще простого!"
Приз - цифровая видеокамера
Посмотреть ролик >>>

5 место. Еврошкола Ex Professo и детский сад Unicus, г. Пермь
Богун Ольга Федоровна
"SMART Board все возрасты покорны!"
Приз - цифровой фотоаппарат
Посмотреть ролик >>>
По итогам работы проектной группы Оренбургской области в рамках конкурса «Дидактическая модель проведения урока с применением ресурсов сети Интернет» выделены три модели, наиболее адекватно представляющие компоненты процесса обучения с применением ресурсов сети Интернет:
•    Модель урока информатики с использованием ресурсов сети Интернет (model_inf.pps)
•    Обобщение и систематизация знаний по теме: "Типы химических реакций" (model_xim.pps)
•    Дидактическая модель проведения урока литературы с применением ресурсов Интернет (model_lit.pps)

Обращаем внимание на важные позиции в ходе разработки модели и проведения урока с применением ресурсов сети Интернет:
1.    Успех обучения во многом зависит от выбранных методов обучения, среди которых дидакты выделяют пять наиболее значимых: информационно-рецептивный, репродуктивный, проблемное изложение, эвристический, исследовательский.
2.    Дидактические функции, как внешнее проявление методов применения ресурсов сети Интернет, играют определенную роль и имеют место в учебном процессе:
•    Формирование умений по использованию образовательных ресурсов
•    Формирование навыков исследовательской работы на основе ресурсов с возможностью создания и реализации моделей
•    Формирование коммуникативных умений в процессе использования программ по организации интерактивного диалога
•    Формирование практических навыков использования реальных объектов (учебные тренажеры или роботы с имитацией промышленных механизмов)
•    Формирование навыков самоконтроля и независимого контроля на основе тестовых технологий сети Интернет
•    Развитие навыков работы в группе в ходе реализации групповых учебных проектов
•    Развитие навыков самостоятельной работы с доступными ресурсами сети Интернет, выполняющими функцию дополнительных ресурсов
•    Развитие навыков коммуникативной и информационной культуры
•    Развитие толерантности, этнической культуры, социальной практики
3.    На организационном этапе урока для обеспечения быстрого включения всего класса в работу целесообразно назначать дежурного администратора, который подготовит компьютеры к использованию.
4.    При разработке дидактической модели урока с применением ресурсов сети Интернет следует, прежде всего, учитывать техническое оснащение образовательных учреждений, уровень квалификации учителя в области ИКТ и использования современных педагогических технологий, качество работы сети Интернет.
5.    Учитель современной школы должен непрерывно повышать уровень своей квалификации в области педагогических, информационных, Интернет технологий, так как учебные материалы нового поколения будут ориентировать учителя на использование современных методов обучения и образовательных технологий, принципиально изменяющих образовательную среду, на активное использование ресурсов сети Интернет в учебном процессе.




Источник: http://www.orenedu.ru/files/internet/didakt/did_model/model2.doc
Категория: Статьи по теоретическим основам применения ИКТ в образовании | Добавил: ИванцоваНВ (06.12.2011)
Просмотров: 2837 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]