На данный момент существует большое количество различных ППС предполагаемых к применению в школе. Некоторые из них имеют рекомендации к использованию министерства образования РФ. Другие напротив не имея токовых широко популяры среди учителей. Координальные различия данных ППС служат основной проблемой для их эффективного использования.
Дидактические требования
- требование научности (включает в себя: соответствие содержания образования уровню современной науки; создание у обучающихся верных представлений об общих методах научного познания);
- требование доступности (выражается в определении степени теоретической сложности и глубины изложения учебного материала, тесно связано с учетом индивидуальных особенностей мыслительной деятельности и памяти обучаемых, а так же с уровнем их подготовки и развития);
- требование проблемности обучения (актуализация данного требования обусловлена тем, что когда обучаемый сталкивается с проблемной ситуацией, которую ему надо разрешить, его мыслительная активность возрастает; при использовании компьютерного демонстрационного эксперимента возможна более яркая наглядная постановка учебной проблемы и не менее яркое представление путей ее решения);
- требование наглядности (следует отметить, что компьютерное представление учебной информации отличается высоким качеством, динамичностью, направленностью на полисенсорное восприятие информации, следовательно, можно существенно повысить наглядность обучения за счет использования возможностей компьютерного представления информации);
- требование активизации самостоятельной деятельности (данное требование выполняется в некоторой мере, так как обеспечивается самостоятельная разработка и составление обучаемыми индивидуальных моделей);
- требование адаптивности (означает приспособление процесса обучения к индивидуальным возможностям обучаемого – к уровню знаний, умений, психологическим характеристикам того или иного ученика);
- требование интерактивности (предполагает диалог программы и пользователя);
- требование развития интеллектуального потенциала (подразумевает формирование различных стилей мышления; умений принимать оптимальное решение в проблемной ситуации; определенных умений по обработке информации).
Психологические требования
- Восприятие: осмысленность восприятия означает, что в него включается мышление. Воспринимая единичный предмет или явление, мы можем осознать его как частный случай общего. Когда физик демонстрирует какой-нибудь опыт, он пользуется определенными приборами. Но положение или закон, который доказывается посредством этого опыта, относится не только к данным объектам, а имеет более общее значение. Поэтому, чтобы понять опыт, надо воспринять то, что совершается во время опыта, как случай какой-то общей закономерности. Восприятие так же должно быть основано на дедуктивности, т.е. должна быть общая идея, обуславливающая (это относиться как цветовому оформлению, так и к содержанию). Таким образом, лучше воспринимается компьютерный продукт, все части которого оформлены в единой цветовой гамме и имеют между собой четко сформированные смысловые связи. Еще раз повторимся, что нормальное восприятие человека характеризуется тем, что, воспринимая единичное, он обычно осознает его как частный случай общего.
- Память: осмысленное восприятие предметов всегда предполагает и включает их опознание, т.е. узнавание. Узнавание же в свою очередь способствует запоминанию предметов. Память включает ряд процессов: прежде всего, это запечатление (запоминание) и последующее узнавание или ваше познание объективной действительности начинается с ощущений и восприятия.
- Воображение: образы которыми оперирует человек, не ограничиваются воспроизведением непосредственно воспринятого. Функция памяти – сохранить в возможной неприкосновенности результаты прошлого опыта, функция воображения - их преобразовывать.
- Мышление: наше познание объективной действительности начинается с ощущений и восприятия. Но этим познание не ограничивается, оно переходит к мышлению. Мышление – это движение мысли, раскрывающее связь, которая ведет от частного к общему и от общего к частному. Мышление зародилось как момент практической деятельности и лишь, затем выделилось в самостоятельную теоретическую деятельность.
Эргономические требования
- Комфортная визуальная среда (при цветовом оформлении должно быть использовано не более 4-х цветов; применение желтого и красного должно быть сведено к минимуму, поскольку данные цвета и их сочетание не только привлекаю внимание, но и вызывают быструю утомляемость, а частая смена данных цветов может привести к заболеваниям нервной системы).
- Цветовые характеристики (рекомендуется использование либо теплых цветов, либо холодных; холодные цвета идеально сочетаются с белыми, теплые – черным; рекомендуется использовать успокаивающие, стабилизирующие, подавляющие раздражения цвета).
- Пространственное размещение информации (необходимо учитывать направление взгляда на экран, наиболее значимую информацию рекомендуется помещать в левом верхнем углу, рекомендуется размещать информацию по сходству процессов; с учетом свойств логического продолжения; не перегружая визуальную информацию деталями, яркими и контрастными цветами).
- Повышение уровня внимания (достигается контрастностью - четкое выполнение правила "светлое-темное”, то есть светлый текст на темном фоне, либо темное на светлом; выделять учебный материал, предназначенный для запоминания цветом или подчеркиванием; структурировать материал, предлагать схемы, таблицы).
- Организация понимания (давать установку на запоминание дополнительными пометками; организовывать элементы в целые, смысловые (логические) структуры; предъявлять предназначенный для запоминания один и тот же материал в различных формах; равномерно распределять материал; использовать различные наглядные средства; выделять смысловые группы, устанавливать внутригрупповые отношения между элементами и межгрупповые связи).