Четверг, 02.05.2024, 08:09
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Информационные и коммуникационные технологии в образовании

Меню сайта
Форма входа
Статистика

Компьютеризация школьного образования

Компьютеризация школьного образования относится к числу крупномасштабных инноваций, пришедших в российскую школу в последние десятилетия.

В настоящее время принято выделять следующие основные направления внедрения компьютерной техники в образование:
  1. использование компьютерной техники в качестве средства обучения, совершенствующего процесс преподавания, повышающего его качество и эффективность;
  2. использование компьютерных технологий в качестве инструментов обучения, познания себя и действительности;
  3. рассмотрение компьютера и других современных средств информационных технологий в качестве объектов изучения;
  4. использование средств новых информационных технологий в качестве средства творческого развития обучаемого;
  5. использование компьютерной техники в качестве средств автоматизации процессов контроля, коррекции, тестирования и психодиагностики;
  6. организация коммуникаций на основе использования средств информационных технологий с целью передачи и приобретения педагогического опыта, методической и учебной литературы;
  7. использование средств современных информационных технологий для организации интеллектуального досуга;
  8. интенсификация и совершенствование управления учебным заведением и учебным процессом на основе использования системы современных информационных технологий.

Возможности современной вычислительной техники в значительной степени адекватны организационно-педагогическим и методическим потребностям школьного образования:
  1. вычислительные - быстрое и точное преобразование любых видов информации (числовой, текстовой, графической, звуковой и др.);
  2. трансдьюсерные - способность компьютера к приему и выдаче информации в самой различной форме (при наличии соответствующих устройств);
  3. комбинаторные - возможность запоминать, сохранять, структурировать, сортировать большие объемы информации, быстро находить необходимую информацию;
  4. графические - представление результатов своей работы в четкой наглядной форме (текстовой, звуковой, в виде рисунков и пр.);
  5. моделирующие - построение информационных моделей (в том числе и динамических) реальных объектов и явлений.

Перечисленные возможности компьютера могут способствовать не только обеспечению первоначального становления личности ребенка, но и выявлению, развитию у него способностей, формированию умений и желания учиться, созданию условий для усвоения в полном объеме знаний и умений. На этапах урока, когда основное обучающее воздействие и управление передается компьютеру, учитель получает возможность наблюдать, фиксировать проявление таких качеств у учащихся, как осознание цели поиска, активное воспроизведение ранее изученных знаний, интерес к пополнению недостающих знаний из готовых источников, самостоятельный поиск. Это позволит учителю проектировать собственную деятельность по управлению и постепенному развитию творческого отношения учащихся к учению. Подача эталонов для проверки учебных действий (через учебные задания или компьютерные программы), предоставление анализа причин ошибок позволяют постепенно обучать учащихся самоконтролю и самокоррекции учебно-познавательной деятельности, что должно присутствовать на каждом уроке. Проникновение современных информационных технологий в сферу образования позволяет педагогам качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения. Целью этих технологий в образовании является усиление интеллектуальных возможностей учащихся в информационном обществе, а также гуманизация, индивидуализация, интенсификация процесса обучения и повышение качества обучения на всех ступенях образовательной системы.

И.В.Роберт выделяет следующие основные педагогические цели использования средств современных информационных технологий:
  1. Интенсификация всех уровней учебно-воспитательного процесса за счет применения средств современных информационных технологий:

    1. повышение эффективности и качества процесса обучения;
    2. повышение активности познавательной деятельности;
    3. углубление межпредметных связей;
    4. увеличение объема и оптимизация поиска нужной информации.

  2. Развитие личности обучаемого, подготовка индивида к комфортной жизни в условиях информационного общества:

    1. развитие различных видов мышления;
    2. развитие коммуникативных способностей;
    3. формирование умений принимать оптимальное решение или предлагать варианты решения в сложной ситуации;
    4. эстетическое воспитание за счет использования компьютерной графики, технологии мультимедиа;
    5. формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации;
    6. развитие умений моделировать задачу или ситуацию;
    7. формирование умений осуществлять экспериментально–исследовательскую деятельность.

  3. Работа на выполнение социального заказа общества:

    1. подготовка информационно грамотной личности;
    2. подготовка пользователя компьютерными средствами;
    3. осуществление профориентационной работы в области информатики.

Принимая во внимание огромное влияние современных информационных технологий на процесс образования, многие педагоги все с большей готовностью включают их в свою методическую систему. Однако процесс информатизации школьного образования не может произойти мгновенно, согласно какой-либо реформе, он является постепенным и непрерывным.

Можно выделить следующие основные структуры применения вычислительной техники (ВТ) в школьном образовании:

Комплект учебной вычислительной техники (КУВТ) подставляет собой набор рабочих мест учащихся (РМУ), рабочее место преподавателя (РМП) и периферийные устройства, связанные между собой локальной сетью для совместного использования программ и обмена данными. КУВТ устанавливается в специальном кабинете информатики и вычислительной техники (КИВТ) и предполагает комплекс организационных, методических, программных и эргономических решений для его эффективного применения.

Компьютеризированные рабочие места (КРМ) включает в себя один или несколько компьютеров с периферийными устройствами, устанавливаемые в общеобразовательных учебных классах. КРМ предполагает комплекс организационных и методических решений. Возможно подключение КРМ к локальной сети учебного заведения. Такая структура ориентирована на применение компьютера в преподавании общеобразовательных и специальных предметов. Она наиболее эффективна для демонстрационного обеспечения занятий, для индивидуального и группового обучения при лекционно–лабораторной системе, для организации самостоятельной учебно-исследовательской работы учащихся.

Специализированные автоматизированные рабочие места (АРМ) представляют собой отдельные компьютеры с периферией и программным обеспечением, специализированные для решения конкретных задач. Этой структуре соответствует АРМ директора, библиотекаря, медицинского работника и др.

Наиболее распространенной и эффективной для реализации классно-урочной формы обучения является структура: КУВТ. Данная структура организации ВТ целесообразна для группового обучения и лекционно-лабораторной системах, для организации совместной работы большой группы учащихся а также для фронтального тестирования и контроля. КУВТ – она из основных характеристик кабинета информатики.

 Вопросы для обсуждения и самоконтроля
  1. Опишите основные структуры применения вычислительной техники в школьном образовании. Как Вы думаете какие структуры применения ВТ характерны для колледжей, вузов? 
  2. Почему наиболее эффективной для реализации классно-урочной формы обучения является КУВТ? 
  3. Опишите характеристики и назначение школьного кабинета информатики и требования к его оформлению и организации работы.
  4. Опишите и обоснуйте гигиенические требования к помещению, где располагается компьютерный класс. 
  5. Вспомните, отвечал ли всем гигиеническим требованиям компьютерный класс школы, которую Вы закончили. 
  6. Сформулируйте правила использования компьютеров на школьных занятиях. Со всеми ли из них Вы согласны?