Четверг, 02.05.2024, 15:12
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Информационные и коммуникационные технологии в образовании

Меню сайта
Форма входа
Статистика

Презентация на уроке


Проектирование презентации
1 этап. Планирование урока с использованием презентации. Выделяется, на каком этапе урока и с какой целью будет использоваться презентация.
2 этап. Включает в себя решение о том, какие разделы необходимо включить, каково назначение каждого, разместить их в логическом порядке и определить порядок урока. При планировании презентации желательно рассортировать возможные элементы на группы:
  • то, что обязательно должно быть включено;
  • то, что желательно включить.
Строить презентацию желательно только на тех фактах, которые могут заинтересовать всю аудиторию целиком или те, без которых нельзя обойтись при объяснении (пусть и не интересных).
3 этап. Завершение презентации. Необходимо продумать, что должно быть в конце презентации: список перечисленных аргументов и фактов, задание для дальнейшей работы, благодарность за урок.
При планировании презентации необходимо опираться на следующие дидактические принципы:
  • научности;
  • наглядности;
  • доступности;
  • системности и последовательности;
  • сознательности и активности;
  • прочности;
  • связи теории и практики;
  • интерактивности;
  • индивидуализации;
  • перманентности комплексного восприятия информации.
При проектировании презентации необходимо помнить, что визуальные средства – всего лишь средство демонстрации презентации, а не цель, о чем многие забывают при создании презентации, преувеличенно увлекаясь спецэффектами. Психологами доказано, что из визуально поданной информации человек воспринимает только 25 %, из аудио – 12%. Если же мы будем сочетать аудио- и визуальное преподнесение, то аудитория воспримет до 65%.
При их разработке и использовании нужно учитывать, что:
  • они быстро и доходчиво изображают вещи, которые невозможно передать словами;
  • они вызывают интерес и делают разнообразным процесс презентации;
  • усиливают воздействие презентации
При использовании визуальных средств подумайте об органичности вхождения в сам процесс презентации проекта. В случае использования слайдов, которые могут включать схемы, таблицы, аудио и видеоматериал, помните:
  • слайды, предназначенные для демонстрации, не должны быть самообъясняющимися, эффективность их воздействий усиливается в результате комментария;
  • изображение на них должно быть отчетливым и простым, качество изображения должно быть хорошим, за исключением изображений, качество которых испорчено временем (фреска, папирус и т.п.);
  • не используйте слайды, состоящие из законченных высказываний, так как их озвучивание может в итоге привести к потере внимания и интереса;
  • слова следует располагать строго горизонтально, а также связывать их с объектом, который они определяют, линиями, стрелками или с помощью выделения цветом;
  • не перегружайте слайд информацией и ничего не усложняйте;
  • очень хороши эскизы, иллюстрирующие абстрактные понятия;
  • при использовании таблиц данных выделяйте цифры, колонки или ряды, которые соответствуют теме презентации;
  • при использовании видеоматериала избегайте затягивания демонстрации, в результате которого снижается важность и воздействие всего остального.
  • элементы анимации должны быть строго функциональными, не должны превышать рациональных потребностей и не должны работать хаотично;
  • использование любого цвета должно быть оправдано (в т.ч. подчеркивание, выделение, разделение, различие и др.);
  • элемент выделенный определенным способом (шрифтом, форматированием, цветом, фоном, рамкой) должен выделяться только одним способом;
  • нельзя использовать яркие, кричащие, сильно контрастирующие  цвета;
  • всегда нужно стремиться к минимальному использованию цветов: любой лишний (неоправданный) цвет раздражает и снижает эффект  презентации.
  • нужно внимательно и экономно выбирать и использовать некоторые «готовые» элементы, взятые из существующих программ (Clip Art, шаблоны ...), которые могут привести к типизации идеи, к шаблонам и снизить впечатление от работы.
  • нужно избегать излишней «оригинальности», использования большого количества отрывков или рубрик, то, что может привести к формированию калейдоскопично-мозаично-неструктурной картины, с двух-трех кратными подчеркиваниями некоторых элементов.
Исходя из вышеизложенного, разработаны примерные критерии оценки презентации.
Примерные критерии оценки презентации
Критерий 0 баллов (плохо) 1 балл (слабо)2 балла (хорошо)3 балла (отлично)
Мультимедийные средства
Использование видео, аудио, компьютерной анимации практически отсутствует
В материалах презентации элементы мультимедиа присутствуют, но их использование нецелесообразно
Элементы мультимедиа представлены широко, их использование оправдано и целесообразно
Элементы мультимедиа помогают восприятию наиболее сложных вопросов, удачны, целесообразны и достаточны
Используются шаблонные элементы
Используются шаблонные эле-ментыИспользуются фото-, аудиоматериалыИспользуются собственные фото-, аудио- и видеоматериалы
НавигацияНавигация отсутствует
Имеющаяся навигация (управляющие кнопки и гиперссылки) не понятна и не оправдана
Имеющаяся навигация (управляющие кнопки и гиперссылки) оправдана, но не всегда понятна
Имеющаяся навигация (управляющие кнопки и гиперссылки)хорошо демонстрирует логику изложения
Дизайн   
Дизайн не ясен
Дизайн случайный
Дизайн частично логичен
Дизайн логичен и очевиден
 Элементы дизайна мешают содержанию, накладываясь на него
Нет постоянных элементов дизайна. Дизайн не соответствует содержанию Имеются постоянные элементы дизайна. Дизайн со-ответствует содержаниюИмеются постоянные элементы дизайна. Дизайн подчеркивает содержание
Изложение материалаЯзыковое изложение всех материалов непонятно
Языковое изложение не всех мате-риалов четко и понятно изложеноЯзыковое изложение материалов понятноЯзыковое изложение материалов оригинально, легко для понимания
Шрифтовое оформление существенно осложняет восприятиеШрифтовое оформление осложняет восприятиеШрифтовое оформление не осложняет восприятиеШрифтовое оформление подчеркивает содержание
Много ошибок, делающих материал трудночитаемымЕсть ошибки, мешающие восприятиюМинимальное количество ошибокНет ошибок ни грамматических, ни синтаксических
ГрафикаГрафика не соответствует содержаниюГрафика мало соответствует содержанию Графика соответствует содержаниюГрафика хорошо подобрана, соответствует и обогащает содержание
Качество графики плохое Графика некачественнаяГрафика качественнаяГрафика качественная, оформленная в стиле презе-тации

Вопросы и задания для самоконтроля
  1. Какие этапы включает в себя процесс проектирования презентаций?
  2. По каким критериям оценивают эффективность презентации?
  3. Назовите признаки хорошо составленной презентации.
  4. Какие характеристики снижают эффективность презентации?