|
Презентация на уроке
Проектирование презентации
1 этап. Планирование урока с использованием презентации. Выделяется, на каком этапе урока и с какой целью будет использоваться презентация. 2 этап. Включает в себя решение о том, какие разделы необходимо включить, каково назначение каждого, разместить их в логическом порядке и определить порядок урока. При планировании презентации желательно рассортировать возможные элементы на группы:
- то, что обязательно должно быть включено;
- то, что желательно включить.
Строить презентацию желательно только на тех фактах, которые могут заинтересовать всю аудиторию целиком или те, без которых нельзя обойтись при объяснении (пусть и не интересных). 3 этап. Завершение презентации. Необходимо продумать, что должно быть в конце презентации: список перечисленных аргументов и фактов, задание для дальнейшей работы, благодарность за урок. При планировании презентации необходимо опираться на следующие дидактические принципы:
- научности;
- наглядности;
- доступности;
- системности и последовательности;
- сознательности и активности;
- прочности;
- связи теории и практики;
- интерактивности;
- индивидуализации;
- перманентности комплексного восприятия информации.
При проектировании презентации необходимо помнить, что визуальные средства – всего лишь средство демонстрации презентации, а не цель, о чем многие забывают при создании презентации, преувеличенно увлекаясь спецэффектами. Психологами доказано, что из визуально поданной информации человек воспринимает только 25 %, из аудио – 12%. Если же мы будем сочетать аудио- и визуальное преподнесение, то аудитория воспримет до 65%. При их разработке и использовании нужно учитывать, что:
- они быстро и доходчиво изображают вещи, которые невозможно передать словами;
- они вызывают интерес и делают разнообразным процесс презентации;
- усиливают воздействие презентации
При использовании визуальных средств подумайте об органичности вхождения в сам процесс презентации проекта. В случае использования слайдов, которые могут включать схемы, таблицы, аудио и видеоматериал, помните:
- слайды, предназначенные для демонстрации, не должны быть самообъясняющимися, эффективность их воздействий усиливается в результате комментария;
- изображение на них должно быть отчетливым и простым, качество изображения должно быть хорошим, за исключением изображений, качество которых испорчено временем (фреска, папирус и т.п.);
- не используйте слайды, состоящие из законченных высказываний, так как их озвучивание может в итоге привести к потере внимания и интереса;
- слова следует располагать строго горизонтально, а также связывать их с объектом, который они определяют, линиями, стрелками или с помощью выделения цветом;
- не перегружайте слайд информацией и ничего не усложняйте;
- очень хороши эскизы, иллюстрирующие абстрактные понятия;
- при использовании таблиц данных выделяйте цифры, колонки или ряды, которые соответствуют теме презентации;
- при использовании видеоматериала избегайте затягивания демонстрации, в результате которого снижается важность и воздействие всего остального.
- элементы анимации должны быть строго функциональными, не должны превышать рациональных потребностей и не должны работать хаотично;
- использование любого цвета должно быть оправдано (в т.ч. подчеркивание, выделение, разделение, различие и др.);
- элемент выделенный определенным способом (шрифтом, форматированием, цветом, фоном, рамкой) должен выделяться только одним способом;
- нельзя использовать яркие, кричащие, сильно контрастирующие цвета;
- всегда нужно стремиться к минимальному использованию цветов: любой лишний (неоправданный) цвет раздражает и снижает эффект презентации.
- нужно внимательно и экономно выбирать и использовать некоторые «готовые» элементы, взятые из существующих программ (Clip Art, шаблоны ...), которые могут привести к типизации идеи, к шаблонам и снизить впечатление от работы.
- нужно избегать излишней «оригинальности», использования большого количества отрывков или рубрик, то, что может привести к формированию калейдоскопично-мозаично-неструктурной картины, с двух-трех кратными подчеркиваниями некоторых элементов.
Исходя из вышеизложенного, разработаны примерные критерии оценки презентации.
Примерные критерии оценки презентации
Критерий | 0 баллов (плохо) | 1 балл (слабо) | 2 балла (хорошо) | 3 балла (отлично) | Мультимедийные средства
| Использование видео, аудио, компьютерной анимации практически отсутствует
| В материалах презентации элементы мультимедиа присутствуют, но их использование нецелесообразно
| Элементы мультимедиа представлены широко, их использование оправдано и целесообразно
| Элементы мультимедиа помогают восприятию наиболее сложных вопросов, удачны, целесообразны и достаточны | Используются шаблонные элементы
| Используются шаблонные эле-менты | Используются фото-, аудиоматериалы | Используются собственные фото-, аудио- и видеоматериалы | Навигация | Навигация отсутствует
| Имеющаяся навигация (управляющие кнопки и гиперссылки) не понятна и не оправдана
| Имеющаяся навигация (управляющие кнопки и гиперссылки) оправдана, но не всегда понятна
| Имеющаяся навигация (управляющие кнопки и гиперссылки)хорошо демонстрирует логику изложения | Дизайн
| Дизайн не ясен
| Дизайн случайный
| Дизайн частично логичен
| Дизайн логичен и очевиден | Элементы дизайна мешают содержанию, накладываясь на него
| Нет постоянных элементов дизайна. Дизайн не соответствует содержанию | Имеются постоянные элементы дизайна. Дизайн со-ответствует содержанию | Имеются постоянные элементы дизайна. Дизайн подчеркивает содержание | Изложение материала | Языковое изложение всех материалов непонятно
| Языковое изложение не всех мате-риалов четко и понятно изложено | Языковое изложение материалов понятно | Языковое изложение материалов оригинально, легко для понимания | Шрифтовое оформление существенно осложняет восприятие | Шрифтовое оформление осложняет восприятие | Шрифтовое оформление не осложняет восприятие | Шрифтовое оформление подчеркивает содержание | Много ошибок, делающих материал трудночитаемым | Есть ошибки, мешающие восприятию | Минимальное количество ошибок | Нет ошибок ни грамматических, ни синтаксических | Графика | Графика не соответствует содержанию | Графика мало соответствует содержанию | Графика соответствует содержанию | Графика хорошо подобрана, соответствует и обогащает содержание | Качество графики плохое | Графика некачественная | Графика качественная | Графика качественная, оформленная в стиле презе-тации |
Вопросы и задания для самоконтроля- Какие этапы включает в себя процесс проектирования презентаций?
- По каким критериям оценивают эффективность презентации?
- Назовите признаки хорошо составленной презентации.
- Какие характеристики снижают эффективность презентации?
|