Презентация для урока может сквозной – презентация, которая используется на протяжении всего урока, и несквозной – презентация, которая используется на каком-то этапе урока.
Сквозные презентации применяются редко. Очень часто при применении такого рода презентаций учитель просто заменяет доску на презентацию, что не совсем правильно и эффективно. Кроме того, очень сложно удержать внимание учеников к этой презентации. Поэтому, если Вы используете на уроке сквозную презентацию, надо продумать об интерактивных средствах, используемых в ней.
Наиболее эффективно использование презентаций на следующих этапах урока:
- объяснение нового материала;
- закрепление ЗУН (презентация используется в качестве тренажера по определенной теме школьного курса).
На этапе объяснения нового материала стоит позаботиться о том, чтобы презентация не стала простой заменой классной доске, а чтобы в презентации были уникальные факты, которые нельзя объяснить словами или продемонстрировать другими средствами. Например, видео-, аудиозаписи выступлений ученых, экспериментов и т.п.
Для применения презентации на этапе закрепления ЗУН надо разработать ряд практических заданий с выбором ответа и сделать из них презентацию. Затем презентация может быть использована на уроке в качестве программы-тренажера.
Согласно критериям применения презентации на уроке выработан анализ эффективности применения презентации на уроке.
Анализ эффективности использования презентации на уроке
Тип презентации (сквозная, несквозная) _________________
На каком этапе урока используется _____________________
Критерий | Баллы | Оценка |
Вид материала в презентации | ||
Текст | 0 – нет, 1 – есть | |
Рисунки | 0 – нет, 1 – есть | |
Схемы | 0 – нет, 1 – есть | |
Таблицы | 0 – нет, 1 – есть | |
Аудиоинформация | 0 – нет, 1 – есть | |
Видеоинформация | 0 – нет, 1 – есть | |
Источник материала | ||
Текст и рисунки учебника | 1 балл | |
Текст и рисунки дополнительных пособий | До 4 баллов | |
Схемы и таблицы составлены самим учителем | До 5 баллов | |
Аудио- и видеофрагменты взяты с образовательных дисков | До 3 баллов | |
Аудио- и видеофрагменты уникальны, взяты с дисков или телевизионного канала, обработаны учителем | До 4 баллов | |
Аудио- и видеофрагменты смонтированы самим учителем | До 5 баллов | |
Навигация | ||
Присутствуют управляющие кнопки | 2 балла | |
Присутствуют гиперссылки на слайды, другие презентации и файлы, ресурсы Интернет | До 3 баллов | |
Работа с графикой, таблицами, схемами | ||
Элементы графики, схем, таблиц появляются сразу | 2 балла | |
Элементы графики, схем, таблиц, связи между отдельными элементами схем появляются постепенно в соответствие с ходом урока | До 5 баллов | |
Комментарии к слайдам во время урока | ||
Отсутствует к большинству слайдов | 0 баллов | |
Присутствует к большинству слайдов в виде пересказа содержимого слайда | 1 балл | |
В виде интерактивного общения (выводе на экран информации в нужный момент) | До 5 баллов | |
В виде обращения к графике, схемам, таблицам (фразы вида «Посмотрите на …») | 2 балла | |
Количество материала в презентации | ||
Больше 20 слайдов, избыточное количество информации | 2 балла | |
Больше 20 слайдов, но соответствует логике и темпу урока | До 5 баллов | |
Меньше 20 слайдов, но избыточное количество материала | 2 балла | |
Меньше 10 слайдов, презентацию можно было не использовать | 1 балл | |
12-20 слайдов, соответствует логике и темпу урока | До 5 баллов | |
12-20 слайдов, но не соответствует логике и темпу урока | 2 балла | |
Содержание презентации в целом | ||
- целесообразность; - научность; - структурированность; - дифференциация по сложности и объему; - глубина содержания; - новизна | 0-10 баллов | |
Соответствие использования презентации по-ставленным целям и задачам | 0-10 баллов | |
Использование презентации позволяет | ||
Предоставить материал учебника | 1 балл | |
Предоставить уникальный материал | До 5 баллов | |
Мотивировать учащихся к изучению данной темы | До 5 баллов | |
Придает наглядность данному материалу | До 3 баллов | |
Позволяет работать в интерактивном режиме | До 5 баллов | |
Проверить и закрепить знания учащихся | До 5 баллов |