Понедельник, 06.05.2024, 11:56
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Информационные и коммуникационные технологии в образовании

Меню сайта
Форма входа
Статистика

Дидактическая модель проведения урока с применением Интернет-технологий

1. Подготовительный этап. Учитель определяет факт необходимости применения Интернет-технологий на уроке определенного типа, опираясь на субъективные и объективные факторы, среди которых могут быть следующие:
  • для педагога привычно использование современных образовательных технологий и имеется опыт использования Интернет-технологий;
  • у педагога есть опыт использования ресурсов сети Интернет в образовательной практике, и появилось желание применить Интернет-технологии;
  • перед педагогом поставлена задача – дать открытый урок с применением Интернет-технологий;
  • в школе по требованию вышестоящего начальства педагог должен обязательно провести урок с применением Интернет-технологий.
На подготовительном этапе учитель должен, прежде всего, познакомиться с теоретическими аспектами использования Интернет-технологий, а также с опытом проведения уроков с применением Интернет-технологий своих коллег в школе, округе, регионе. Например, можно использовать педагогические инициативы и опыт педагогов регионов, реализующих проект «Информатизация системы образования». Примером может служить раздел «Опыт педагогов Оренбуржья» на сайте ГУ «Региональный центр развития образования» (Оренбург) - www.orenedu.ru .
  • На этом этапе педагог должен оценить ситуацию по применению Интернет-технологий:
  • Насколько эффективно применение Интернет-технологий?
  • Как повлияет применение Интернет-технологий на качество обучения?
  • Как повлияет применение Интернет-технологий на социальное развитие учащихся?
  • Потребуется ли дополнительное время на освоение Интернет-технологий, выбранных для урока?
  •  Достаточно ли развита коммуникационно-техническая составляющая класса (школы) для проведения урока?
2. Анализ и оценка. Постановка цели урока, определение задач учебной дисциплины, предусмотреть развитие личностных и социальных качеств учащихся, формирование информационной культуры субъектов обучения в условиях информационного общества. Анализ ситуации предполагает знакомство преподавателя с Интернет-технологиями, возможности практического использования их на этапах подготовки и проведения уроков. При выборе Интернет-технологий важно учитывать возраст учащихся.
Применение на уроке Интернет-технологий позволяет решить проблему интеграции в образовательный процесс, таким образом, обеспечивает развитие:
  •  умений получения новой информации в предметной области, используя репродуктивную технологию учения (изучение электронных образовательных ресурсов, слушание видео-лекции, изучение новых понятий на основе инструкций преподавателя или тьюториалов); из Интернет-технологий приемлемы web-сайты и образовательные порталы, электронная почта, Skype, VPN (Virtual Private Network), электронная библиотека и пр.
  • алгоритмического и конструктивного мышления на основе опыта практического использования программных продуктов, основываясь на репродуктивно-алгоритмическую технологию обучения (конспектирование, реферирование учебного материала, решение практических типовых задач, участие в дискуссиях и игровых ситуациях); из Интернет-технологий приемлемы поисковые среды, web-ресурсы, форум, ЧАТ, виртуальная среда обучения, социальные сервисы web 2.0 («живой журнал» или «блог», «Wiki», «Netvibes», «Flickr», «Youtube») и пр.
  • творческого потенциала в ходе выполнения эвристических и исследовательских заданий, использования моделирующих программных сред, - предполагается использование эвристических технологий обучения (проблемное обучение, деловые игры, проектирование, решение практикоориентированных задач); из Интернет-технологий приемлемы Интернет-семинары, Интернет-конференции, skype, электронная почта, IСQ, форум, VPN, виртуальная среда обучения, социальные сервисы web 2.0 («живой журнал» или «блог», «Wiki», «Netvibes», «Flickr», «Youtube») и пр
  • коммуникативных умений в процессе проектной деятельности и навыков принятия оптимальных решений в ходе ведения экспериментов, использовании тренажеров и моделирования процессов, - предполагается творческая технология обучения (семинары, конференции, проблемные дискуссии, исследования в предметной области, анализ результатов исследования и общения в процессе учебного процесса); из Интернет-технологий приемлемы форум, ЧАТ, Интернет-семинары, Интернет-конференции, skype, электронная почта, IСQ, VPN, виртуальная среда обучения, социальные сервисы web 2.0 («живой журнал» или «блог», «Wiki», «Netvibes», «Flickr», «Youtube») и пр.
  • информационной культуры и социальных качеств, - предполагает использование социальной и информационной технологий обучения (всестороннее развитие личности субъектов обучения, решение проблем бытового, производственного характера); предполагается использование web-сайтов, форумов, ЧАТов, Интернет-семинаров, Интернет-конференций, skype, электронной почты, IСQ, виртуальная среда обучения, социальные сервисы web 2.0 («живой журнал» или «блог», «Wiki», «Netvibes», «Flickr», «Youtube») и пр.
 При подготовке к урокам учитель должен провести анализ аспектов учебно-воспитательного процесса, а именно:
  • продумать до деталей программу, определить место и роль Интернет-технологиям;
  • определить формы учебных занятий к каждому из уроков с применением Интернет-технологий (лекция, практический эксперимент, дискуссия, проблемный семинар, проект и пр.);
  • продумать особенности взаимодействия субъектов обучения (ученики и преподаватель) на различных этапах: подготовка урока, проведение урока, рефлексия после урока;
  • предусмотреть критериальный аппарат, который будет использован для оценивания знаний учащихся в ходе урока с применением Интернет-технологий.
Ресурсы для урока с применением Интернет-технологий.
  • Требуется анализ образовательных ресурсов, имеющихся в школьной коллекции и приемлемых для определенного урока. Необходимо продумать: откуда и на каких условиях привлечь дополнительные необходимые на уроке ресурсы.
  • Должна быть дана реальная оценка уровня квалификации преподавателя. Причем, важно понимать, что квалификация педагога должна быть высокой не только в области использования ИКТ, он должен в совершенстве владеть современными педагогическими технологиями и опытом использования Интернет-технологий.
  • Нельзя пренебрегать анализом ситуации о качественном составе учебной группы: уровень владения ИКТ, их способности, творческий потенциал, уровень владения такими методами обучения, как самообразование, проектирование, исследование.
  • Важно реально оценить сложившуюся в классе (школе) систему обучения (насколько она соответствует технологическому уровню предполагаемого урока с применением Интернет-технологий; есть ли опыт дистанционных форм обучения у учителей и учащихся; знакомы ли учащиеся и преподаватель с автоматизированными средами тестирования в режиме реального времени).
 От каждой из перечисленных позиций зависит то, какие цели и задачи должен поставить педагог на уроке.
 3. Выбор Интернет-технологий для урока. Педагог, учитывая анализ ситуации, должен принять самостоятельное решение о том, какая из Интернет-технологий будет им использована на уроке. Рекомендуем не забывать о следующих позициях:
  • какие цели должны быть достигнуты на уроке с применением Интернет-технологий;
  • какие образовательные ресурсы и форма проведения должны дать оптимальные результаты;
  • какие из Интернет-технологий естественно вольются в сложившуюся систему обучения и будут приняты субъектами обучения;
  • какие знания учащихся по другим школьным дисциплинам будут опорой на данном уроке;
  • какие формы автоматизированного контроля знаний будут приемлемы на уроке (кстати, часто бывает, что школа централизованyо закупает тестовые среды и у учителя нет права выбора тестовых технологий);
  • какие социальные задачи будут решены в процессе урока.
 4. Проектирование урока. С учетом поставленных учебно-воспитательных целей и задач, а также прогнозируемого результата учитель готовит проект (подробный план и конспект) уроков по преподаваемой дисциплине. Прежде всего, он перерабатывает учебно-методический материал по учебным темам, пошагово представляет ход урока. Учитель разрабатывает и/или систематизирует образовательные ресурсы теоретического, практического, презентационного, эвристического, диагностирующего, контролирующего, рекомендательного, методического характера. Оптимальное размещение учебных ресурсов – на школьном сервере. К этим ресурсам ученики должны иметь доступ до начала урока и в процессе урока. Например, эффект урока достигается, если учитель ориентируется на печатное издание учебника, а на школьном сервере доступны обязательные ресурсы в электронном формате, а также даны ссылки на дополнительный материал по каждой теме, доступный через использование Интернет-технологий (тематические видеолекции, моделирующие программы, экспериментальные проекты, глоссарии, блоги, форумы, чаты и пр.). Особо следует продумать процедуру авторизованного доступа к выбранным для урока современным обучающим системам, а также систему контроля в режиме реального времени. Здесь важна каждая секунда на уроке. Требуется дополнительный кадровый потенциал на уроке (преподаватель-консультант, тьютор, системный администратор и пр.).
5. Реализация проекта урока. Перед началом урока, в процессе и после урока учитель должен помнить о поставленных целях и задачах урока.
Реализация проекта урока предполагает следующие действия учителя:
  • обновить учебно-методические ресурсы на школьном сервере и проверить корректность ссылок на Интернет-ресурсы и сервисные программы Интернет, которые должны быть использованы на уроке;
  • проверить доступность дополнительных образовательных ресурсов, ресурсов для самостоятельной работы, практических заданий;
  • подготовить и проверить доступность методических рекомендаций и инструкций по использованию того или иного программного продукта;
  • устранить барьеры, препятствующие оперативному доступу к необходимым ресурсам;
  • проверить работоспособность задействованной на уроке материально-технической базы;
  • продумать и реализовать консультационную службу для участников учебного процесса;
  • использовать по необходимости дополнительный кадровый потенциал;
  • провести постоянно-действующие предметные семинары (в том числе виртуальные), Интернет-конференции по актуальным проблемам, тематические ЧАТы и форумы для организации анализа проблем и достижений участников учебного процесса.
 Информационная безопасность – это один из приоритетных вопросов, который должен быть решен на этапе проведения урока.
 Проблемы информационной безопасности на уроках с применением Интернет-технологий должны быть обязательно рассмотрены с участниками учебного процесса.
 6. Мониторинг качества урока. Мониторинг качества урока с применением Интернет-технологий предполагает анализ соответствия поставленных целей с реально достигнутыми, а также уровень решения поставленных учебных ситуаций и реально осуществимых в ходе урока. Все дело в том, что не единичными являются случаи даже у квалифицированных учителей, когда фактический ход урока не совпал с проектируемым. Мониторинг призван показать уровень соответствия проекта урока и реально проведенного, выявить причины расхождения, принять оптимальное управленческое решение о корректировке проекта урока, если реально проведенный урок получил позитивную оценку, или выявить проблемы, которые не позволили реализовать проект урока. Педагогический опыт показывает, что расхождение между проектом урока и реальным уроком наблюдается в силу следующих причин:
  • учитель неадекватно оценил свои умения и навыки в использовании Интернет-технологий, а также практические навыки учащихся в использовании ИКТ в учебных целях;
  • учитель не предусмотрел сбои работы Интернет-сети, замедленный доступ к сетевым ресурсам в условиях одновременной работы всего класса;
  • выбранные Интернет-технологии оказались сложными для использования учениками определенного возраста;
  • учителем не предусмотрена достаточная полнота методических рекомендаций по эксплуатации предусмотренных ресурсов сетевого и программного уровня.
 7. Оценка результатов. Главное назначение данного объекта модели урока –дать объективную оценку эффекта использования выбранных Интернет-технологий на каждом из этапов урока. Какими критериями необходимо пользоваться?
  • Как правило, большая часть учителей использует неформальный метод оценки - собственное ощущение от общения с учениками во время урока и после урока, а также заметный стимул или спад интереса к изучению предмета.
  • Можно провести анализ рефлексивных высказываний учащихся после урока или в процессе урока в форуме, чате, блогах или других средах.
  • Наиболее корректным считается применение формализованного экспериментального метода и суждение на основании активности учащихся на уроках, анализа полученных оценок в экспериментальной группе и в обычной учебной группе.


Оглавление