Четверг, 02.05.2024, 03:10
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Информационные и коммуникационные технологии в образовании

Меню сайта
Форма входа
Статистика

Этапы разработки электронных средств учебного назначения

1. Изучение и анализ состава и технических возможностей средств ИКТ, имеющихся в конкретном учебном заведении. Например, количество рабочих мест для учеников и учителей, наличие мультимедиа проектора, экрана, интерактивной доски, принтера, сканера, планшетов, цифровых фотоаппаратов и видеокамер, устойчивость работы локальной сети, возможность выхода в Интернет и др.

2. Анализ содержания дисциплины, выявление наиболее сложных разделов и тем; определение видов занятий, на которых целесообразно использовать средства ИКТ для выполнения следующих задач:

  • предъявление нового учебного материала, хранящегося в базах данных, системах гипермедиа и мультимедиа;
  • компьютерная визуализация учебной информации, моделирование протекания различных процессов и явлений;
  • имитация работы изучаемых объектов, машин;
  • автоматизация процессов расчета, контроля, управления Учебной деятельностью и др.
3. Изучение и анализ передового опыта, созданных и используемых в других школах электронных средств учебного назначения, гипертекстовых систем, электронных учебников, распределенных ресурсов сети Интернет, выбор нужного типа электронного средства учебного назначения, адаптация существующих программных продуктов (если есть такая возможность) или разработка авторских педагогических приложений с использованием перечисленных ранее подходов.

4. Формирование структуры, состава и содержания электронных средств учебного назначения. Исходными данными для формирования структуры, состава и содержания электронных средств учебного назначения являются цели, задачи и содержание обучения информатике, форма итогового контроля, состав имеющихся в школе средств информационных и коммуникационных технологий.
При прочих равных условиях выбор следует остановить на тех разделах информатики, при изучении которых использование богатых возможностей средств современных технологий будет способствовать существенному повышению эффективности обучения. Прежде всего это изучение технологии мультимедиа, графических редакторов, электронных таблиц с использованием интеллектуальных систем, управляющих ходом учебного процесса, генерирующих задания различной степени сложности, отслеживающих работу на занятии каждого обучаемого. Если учитель принял решение об использовании уже имеющихся электронных средств учебного назначения, нужно провести анализ их структуры, содержания и возможностей.
Наибольший дидактический эффект достигается за счет комплексного использования возможностей ИКТ при проведении разного рода занятий, при организации различных видов учебной деятельности.
Следовательно, учителю необходимо ориентироваться на создание комплекта электронных средств различного учебного назначения (например, обучающих, моделирующих, демонстрационных, контролирующих и др.); на поиск и копирование учебного видеоматериала и анимационных роликов с аудио сопровождением (в том числе в Интернете); на наполнение баз данных, необходимых для хранения различной информации (текстовой, графической, справочной).

5. Проверка выполнения комплекса специальных требований. Разрабатываемые программные средства должны соответствовать основным требованиям, предъявляемым к электронным средствам учебного назначения:
  • психолог педагогическим требованиям;
  • техническим требованиям;
  • эргономическим требованиям;
  • эстетическим требованиям;
  • требованиям к оформлению документации.
В процессе разработки, модернизации и адаптации электронных средств учебного назначения учителю необходимо ориентироваться не на отдельные требования, а на их систему, что обеспечивает научно обоснованный выбор целей, содержания и методов организации учебной деятельности.

6. Разработка сценария программы и методики проведения занятий с его использованием, определение функций обучаемого, учителя и системы на каждом этапе занятия. В сценарии должны быть отражены все этапы занятия, а также должны быть подробно расписаны функции машины (системы), работа учеников и работа учителя на всех этапах занятия, определены те функции учителя и обучаемого, которые предстоит автоматизировать (более подробно вопросы написания сценария и методики проведения занятия изучаются на лабораторных занятиях; пример приведен в Приложении 2). Каждый сценарий представляет собой определенную последовательность фрагментов программы. Размер фрагментов подбирается таким образом, чтобы он помещался на экране и был легко читаем. Количество строк фрагмента (заголовок с текстом, задача, вопрос с ответами) обычно составляет 10...20. Количество символов в строке не превышает 60, т.е. среднее число символов в стандартной строке книги. Текст, поступающий на экран дисплея, усваивается иначе, чем текст, написанный на бумаге. Здесь имеют значение и свечение букв, и неустойчивость изображения. Поэтому текст должен быть лаконичным, конкретным и ясным. Предъявление учебного материала может осуществляться в любом временном режиме (быстрее, медленнее) и многократно. Это зависит от уровня знаний обучаемого и требуемого уровня его подготовки. Значительно улучшает восприятие учебного материала выделение той или иной информации. Компоновка учебного материала, его изложение должны вестись с учетом психофизиологических особенностей обучаемых.

7. Проведение предварительного психолого-педагогического анализа изменения эффективности обучения при использовании средств информатизации образования. Например, анализируются возможности активизации учебнопознавательной деятельности обучаемых. Соответственно рассматриваются вопросы использования методов проблемного обучения, увеличения доли самостоятельной работы ученика и степень реализации интерактивного учебного диалога между пользователем и системой, вопросы эффективности методов контроля, оценки знаний и др.

8. Программирование или создание электронных средств учебного назначения с помощью специализированных инструментальных систем, оболочек, образовательных платформ, отладка программы. Затем созданные программы подвергаются экспертизе опытных педагогов; при необходимости в них вносятся коррективы.

9. Анализ и корректировка содержания курса, программ и сценариев.

10. Подготовка методической документации для практического применения. По окончании разработки электронных средств учебного назначения следует подготовить необходимый методический материал. В методической документации нужно самым подробным образом описать возможности системы, инструкцию пользователя (обычно отдельно пишутся инструкции для учеников, учителей и администратора сети). Затем автор или коллектив авторов разрабатывает и оформляет методические разработки уроков. Грамотное и детальное оформление методической документации упростит использование разработанного средства другими учителями.