Четверг, 02.05.2024, 14:49
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Информационные и коммуникационные технологии в образовании

Меню сайта
Форма входа
Статистика

Психологические и физиологические аспекты использования технических средств обучения

Место технических средств на занятиях, продолжительность их использования во многом определяются индивидуальными особенностями учащихся, стилями их учебной деятельности. Важно учитывать, что ТСО надо применять лишь тогда, когда это методически оправданно; что их применение требует от учителя дополнительного времени и усилий, часто и специальных знаний. Чрезмерное насыщение ими уроков в ущерб проработке основных идей изучаемой темы, их осмыслению, упражнениям, самостоятельным работам и т.п. приводит к нежелательным результатам. Для правильного использования ТСО необходимо установить взаимосвязь с другими средствами обучения, найти возможность логического перехода от одного средства обучения к другому, ввести в урок именно те средства, которые максимально соответствуют учебным целям и задачам.
Типичными педагогическими ошибками, снижающими эффективность применения ТСО, являются следующие:
•    недостаточная методическая подготовленность учителя;
•    неправильное определение дидактической роли и места аудиовизуальных пособий на уроках, несоответствие выразительных возможностей аудиовизуальных средств их дидактической значимости;
•    бесплановость, случайность их применения;
•    перегруженность урока демонстрацией (прослушиванием), превращение его в зрительно-звуковую, литературно-музыкальную композицию.
Применение ТСО создает повышенную нагрузку на центральную нервную систему, особенно на зрительный и слуховой анализаторы. Частое переключение достаточно сложно, а длительное использование одного ТСО сильно утомляет учащихся. Необходимо учитывать, что утомление, каков бы ни был его источник, приводит к падению всех показателей внимания.
Специальные гигиенические исследования показали, что степень утомления учащихся определяется совокупностью и сочетанием объема, насыщенности, сложности, вида используемого ТСО, интенсивности и эмоциональности занятий. Для каждого предмета существуют свои оптимальные соотношения факторов утомительности.
Сила эмоционального воздействия ТСО вызывает интерес и положительный эмоциональный настрой на восприятие. Однако избыток эмоциональности затруднит усвоение и осмысление изучаемого материала. Цвет, умеренное музыкальное сопровождение, четкий и продуманный дикторский или учительский комментарий значимы при восприятии любых ТСО.

В отношении к проблеме развития внимания старших школьников компьютер по сравнению с другими ТСО имеет дополнительные преимущества
1.    в плане интенсификации познавательной деятельности и развития познавательных интересов (возможность формулировать свои вопросы, запрашивать у компьютера помощь, определять оптимальный для себя темп изучения материала и возвращаться к пройденному столько раз и в таком объеме, в каком необходимо; конкретизация абстракций в виде наглядных образов: схем, моделей, рисунков делает их усвоение более эффективным; использование в обучающих программах заданий, направленных на поиск и исправление ошибок и неисправностей в предложенных решениях или моделях и т.п.);
2.    в плане развития произвольности поведения (наличие обратной связи дает возможность осознавать, оценивать и корректировать свою деятельность, а также оперативно получать информацию об эффективности своих воздействий на виртуальный объект; индивидуальный режим работы способствует развитию самостоятельности, приучает к точности, аккуратности, последовательности действий, умению планировать свою деятельность, принимать решения работать независимо от других, самостоятельно определять темп работы, самому отбирать то, что представляет интерес, что кажется полезным для реализации личных целей и т.п.).
Однако у тотального использования компьютера в качестве ТСО есть и теневые стороны, связанные с особыми свойствами этого вида оборудования.
Как показали исследования, проводившиеся специалистами Научно-исследовательского института гигиены детей и подростков, при работе с компьютером комплексный показатель работоспособности старшеклассников снижается в среднем в 3 раза, в то время как на обычных занятиях - только на 8%. У учащихся 9-10 классов существенные изменения состояния наблюдались на занятиях с использованием компьютера уже после 20-25 мин, особенно выраженными и трудно компенсируемыми они становились после 45 мин работы с компьютером. Среди частных характеристик отмечаются:
•    увеличение латентного периода зрительно-моторной реакции;
•    увеличение почти в 3 раза количества ошибок в реакциях на зрительные стимулы;
•    частое и охотное переключение на другие виды деятельности (своеобразная саморегуляция организма при утомлении);
•    нарастание двигательного беспокойства;
•    нарушение рабочей позы;
•    снижение плотности (эффективности) занятий.
В долговременном аспекте отмечены такие негативные последствия, как развитие приобретенной дальнозоркости адаптационного происхождения, возникновение неврологических симптомов (головные боли, общее утомление).
Связано это со следующими факторами:
1.    Дополнительные по сравнению с немашинными занятиями нагрузки на интеллектуальную сферу: высокая плотность потока информации, требующая большей работоспособности, интенсификация и формализация интеллектуальной деятельности.
2.    Специфические условия работы с компьютером: ухудшение качества воздушной среды, излучение дисплеев, шум, гиподинамия, вынужденная рабочая поза.
3.    Особенно сильно перегружается зрительная система учащихся, условиями работы которой при взаимодействии с компьютерами являются:
•    частое переключение внимания с клавиатуры на экран;
•    необходимость постоянного анализа и корректировки полученных на экране результатов;
•    необычный (в силу свечения экрана) контраст между фоном и символами на экране;
•    расстояние между глазами и экраном и направление взгляда не могут быть по желанию изменены, часто значительно отличаются от привычных условий чтения печатного текста;
•    фокусировка горизонтального взгляда труднее, чем взгляда, направленного вниз (характерного для работы с печатными материалами);
•    фиксация символов на экране выполняется в плоскости, отличной от плоскости экрана (что создает противоречия характеристик виртуального образа его реально воспринимаемым параметрам).
Для создания более адекватного режима учебной работы старшеклассников с компьютером специалисты-психофизиологи рекомендуют придерживаться следующих правил:
•    Дисплеи должны отвечать гигиеническим нормам по таким характеристикам, как уровень освещенности экрана; яркостные и контрастные характеристики изображений; четкость и стабильность изображений; размер знаков; частота и глубина пульсации яркости.
•    При двухчасовых занятиях длительность работы с компьютером на первом уроке не должна превышать 25 мин, на втором - 15 мин.
•    В любом случае длительность непрерывной работы с компьютером ограничивается 20-25 мин.
•    Необходимо предоставить каждому ученику возможность следовать собственному ритму работы и микропауз.
•    Необходимо исключить ситуации поиска данных на перегруженном дисплее.
•    Необходимо исключить возможность колористической перенасыщенности и обеспечить колористическую бедность (нейтральность).
Специалисты отметили, что на развитие неблагоприятных эффектов использования компьютера в старшей школе влияют высокая мотивация этого вида деятельности (у 33% высокомотивированных старшеклассников отмечены симптомы выраженного утомления) и уровень знакомства с компьютером (у старшеклассников, работающих с ним постоянно и хорошо знающих, динамика работоспособности на школьных занятиях отличается по всем параметрам в положительную сторону).
В других исследованиях было подтверждено, что взаимодействие учащихся с компьютерами влияет на их психофизиологическое состояние:
•    Увеличивается частота сокращений сердечной мышцы (более чем в два раза по сравнению с безмашинным обучением).
•    Постоянная статическая нагрузка при работе с дисплеями, неподвижность рабочей позы приводят к болям в мышцах рук, шеи, плеч и спины, нарушениям опорно-двигательного аппарата. Развивается умственное утомление, изменяется мозговое кровообращение.
•    Высокие умственные и психоэмоциональные перегрузки наблюдаются, по данным разных авторов, в 15-70% учащихся, работающих на компьютере, причем у интровертов напряженность больше по сравнению с экстравертами.
•    У учащихся с замедленным протеканием нервных процессов чаще возникает тревожно-напряженное состояние из-за недостатка отводимого на выполнение работы времени. Следовательно, необходима строгая временная дозировка работы с компьютером, чередование периодов работы с отдыхом, просмотром или прослушиванием блоков психологической разрядки, имеющихся в обучающих программах, а лучше прекращение работы с компьютером на определенное время и выполнение специальных упражнений для снятия утомления и напряжения.
Не всегда учащиеся положительно настроены на работу с компьютером, возможно проявление тревожного чувства, связанного со страхом не справиться со сложной техникой или желанием как можно быстрее освоить ее. Иногда потеря интереса к работе с компьютером может быть связана с преувеличением ожиданий, когда учащийся думает, что машина за него все решит и сделает. Эти установки ведут к резкому снижению общей работоспособности и показателей внимания старшеклассников на занятиях с применением компьютера.


Вопросы для обсуждения и самоконтроля
  1. Обоснуйте положительные и отрицательные стороны использования современных информационных технологий с точки зрения психологии.
  2. Охарактеризуйте психологические феномены, связанные с освоением человеком новых информационных технологий. Сделайте подборку статей из журналов «Вопросы психологии», «Психологический журнал», «Информатика и образование» по данной проблеме.
  3. Опишите психологические особенности обучения с применением современных ИТ.
  4. Как Вы относитесь к компьютеризации детской игры? Играете ли Вы сами в компьютерные игры? Что Вас в них привлекает?Что по вашему мнению необходимо для того чтобы компьютерные игры способствовали воспитанию общей и информационной культуры детей?
  5. Какое влияние оказывает компьютер на физическое здоровье?
  6. Какие профилактические меры необходимо использовать при работе с компьютером?
  7. опишите нормы пребывания за компьютером для разных возрастных групп.