Типичными педагогическими ошибками, снижающими эффективность применения ТСО, являются следующие:
• недостаточная методическая подготовленность учителя;
• неправильное определение дидактической роли и места аудиовизуальных пособий на уроках, несоответствие выразительных возможностей аудиовизуальных средств их дидактической значимости;
• бесплановость, случайность их применения;
• перегруженность урока демонстрацией (прослушиванием), превращение его в зрительно-звуковую, литературно-музыкальную композицию.
Применение ТСО создает повышенную нагрузку на центральную нервную систему, особенно на зрительный и слуховой анализаторы. Частое переключение достаточно сложно, а длительное использование одного ТСО сильно утомляет учащихся. Необходимо учитывать, что утомление, каков бы ни был его источник, приводит к падению всех показателей внимания.
Специальные гигиенические исследования показали, что степень утомления учащихся определяется совокупностью и сочетанием объема, насыщенности, сложности, вида используемого ТСО, интенсивности и эмоциональности занятий. Для каждого предмета существуют свои оптимальные соотношения факторов утомительности.
Сила эмоционального воздействия ТСО вызывает интерес и положительный эмоциональный настрой на восприятие. Однако избыток эмоциональности затруднит усвоение и осмысление изучаемого материала. Цвет, умеренное музыкальное сопровождение, четкий и продуманный дикторский или учительский комментарий значимы при восприятии любых ТСО.
В отношении к проблеме развития внимания старших школьников компьютер по сравнению с другими ТСО имеет дополнительные преимущества
1. в плане интенсификации познавательной деятельности и развития познавательных интересов (возможность формулировать свои вопросы, запрашивать у компьютера помощь, определять оптимальный для себя темп изучения материала и возвращаться к пройденному столько раз и в таком объеме, в каком необходимо; конкретизация абстракций в виде наглядных образов: схем, моделей, рисунков делает их усвоение более эффективным; использование в обучающих программах заданий, направленных на поиск и исправление ошибок и неисправностей в предложенных решениях или моделях и т.п.);
2. в плане развития произвольности поведения (наличие обратной связи дает возможность осознавать, оценивать и корректировать свою деятельность, а также оперативно получать информацию об эффективности своих воздействий на виртуальный объект; индивидуальный режим работы способствует развитию самостоятельности, приучает к точности, аккуратности, последовательности действий, умению планировать свою деятельность, принимать решения работать независимо от других, самостоятельно определять темп работы, самому отбирать то, что представляет интерес, что кажется полезным для реализации личных целей и т.п.).
Однако у тотального использования компьютера в качестве ТСО есть и теневые стороны, связанные с особыми свойствами этого вида оборудования.
Как показали исследования, проводившиеся специалистами Научно-исследовательского института гигиены детей и подростков, при работе с компьютером комплексный показатель работоспособности старшеклассников снижается в среднем в 3 раза, в то время как на обычных занятиях - только на 8%. У учащихся 9-10 классов существенные изменения состояния наблюдались на занятиях с использованием компьютера уже после 20-25 мин, особенно выраженными и трудно компенсируемыми они становились после 45 мин работы с компьютером. Среди частных характеристик отмечаются:
• увеличение латентного периода зрительно-моторной реакции;
• увеличение почти в 3 раза количества ошибок в реакциях на зрительные стимулы;
• частое и охотное переключение на другие виды деятельности (своеобразная саморегуляция организма при утомлении);
• нарастание двигательного беспокойства;
• нарушение рабочей позы;
• снижение плотности (эффективности) занятий.
В долговременном аспекте отмечены такие негативные последствия, как развитие приобретенной дальнозоркости адаптационного происхождения, возникновение неврологических симптомов (головные боли, общее утомление).
Связано это со следующими факторами:
1. Дополнительные по сравнению с немашинными занятиями нагрузки на интеллектуальную сферу: высокая плотность потока информации, требующая большей работоспособности, интенсификация и формализация интеллектуальной деятельности.
2. Специфические условия работы с компьютером: ухудшение качества воздушной среды, излучение дисплеев, шум, гиподинамия, вынужденная рабочая поза.
3. Особенно сильно перегружается зрительная система учащихся, условиями работы которой при взаимодействии с компьютерами являются:
• частое переключение внимания с клавиатуры на экран;
• необходимость постоянного анализа и корректировки полученных на экране результатов;
• необычный (в силу свечения экрана) контраст между фоном и символами на экране;
• расстояние между глазами и экраном и направление взгляда не могут быть по желанию изменены, часто значительно отличаются от привычных условий чтения печатного текста;
• фокусировка горизонтального взгляда труднее, чем взгляда, направленного вниз (характерного для работы с печатными материалами);
• фиксация символов на экране выполняется в плоскости, отличной от плоскости экрана (что создает противоречия характеристик виртуального образа его реально воспринимаемым параметрам).
Для создания более адекватного режима учебной работы старшеклассников с компьютером специалисты-психофизиологи рекомендуют придерживаться следующих правил:
• Дисплеи должны отвечать гигиеническим нормам по таким характеристикам, как уровень освещенности экрана; яркостные и контрастные характеристики изображений; четкость и стабильность изображений; размер знаков; частота и глубина пульсации яркости.
• При двухчасовых занятиях длительность работы с компьютером на первом уроке не должна превышать 25 мин, на втором - 15 мин.
• В любом случае длительность непрерывной работы с компьютером ограничивается 20-25 мин.
• Необходимо предоставить каждому ученику возможность следовать собственному ритму работы и микропауз.
• Необходимо исключить ситуации поиска данных на перегруженном дисплее.
• Необходимо исключить возможность колористической перенасыщенности и обеспечить колористическую бедность (нейтральность).
Специалисты отметили, что на развитие неблагоприятных эффектов использования компьютера в старшей школе влияют высокая мотивация этого вида деятельности (у 33% высокомотивированных старшеклассников отмечены симптомы выраженного утомления) и уровень знакомства с компьютером (у старшеклассников, работающих с ним постоянно и хорошо знающих, динамика работоспособности на школьных занятиях отличается по всем параметрам в положительную сторону).
В других исследованиях было подтверждено, что взаимодействие учащихся с компьютерами влияет на их психофизиологическое состояние:
• Увеличивается частота сокращений сердечной мышцы (более чем в два раза по сравнению с безмашинным обучением).
• Постоянная статическая нагрузка при работе с дисплеями, неподвижность рабочей позы приводят к болям в мышцах рук, шеи, плеч и спины, нарушениям опорно-двигательного аппарата. Развивается умственное утомление, изменяется мозговое кровообращение.
• Высокие умственные и психоэмоциональные перегрузки наблюдаются, по данным разных авторов, в 15-70% учащихся, работающих на компьютере, причем у интровертов напряженность больше по сравнению с экстравертами.
• У учащихся с замедленным протеканием нервных процессов чаще возникает тревожно-напряженное состояние из-за недостатка отводимого на выполнение работы времени. Следовательно, необходима строгая временная дозировка работы с компьютером, чередование периодов работы с отдыхом, просмотром или прослушиванием блоков психологической разрядки, имеющихся в обучающих программах, а лучше прекращение работы с компьютером на определенное время и выполнение специальных упражнений для снятия утомления и напряжения.
Не всегда учащиеся положительно настроены на работу с компьютером, возможно проявление тревожного чувства, связанного со страхом не справиться со сложной техникой или желанием как можно быстрее освоить ее. Иногда потеря интереса к работе с компьютером может быть связана с преувеличением ожиданий, когда учащийся думает, что машина за него все решит и сделает. Эти установки ведут к резкому снижению общей работоспособности и показателей внимания старшеклассников на занятиях с применением компьютера.
Вопросы для обсуждения и самоконтроля
- Обоснуйте положительные и отрицательные стороны использования современных информационных технологий с точки зрения психологии.
- Охарактеризуйте психологические феномены, связанные с освоением человеком новых информационных технологий. Сделайте подборку статей из журналов «Вопросы психологии», «Психологический журнал», «Информатика и образование» по данной проблеме.
- Опишите психологические особенности обучения с применением современных ИТ.
- Как Вы относитесь к компьютеризации детской игры? Играете ли Вы сами в компьютерные игры? Что Вас в них привлекает?Что по вашему мнению необходимо для того чтобы компьютерные игры способствовали воспитанию общей и информационной культуры детей?
- Какое влияние оказывает компьютер на физическое здоровье?
- Какие профилактические меры необходимо использовать при работе с компьютером?
- опишите нормы пребывания за компьютером для разных возрастных групп.