Четверг, 02.05.2024, 12:54
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Информационные и коммуникационные технологии в образовании

Меню сайта
Форма входа
Статистика

Тема 6. Эффективное использование компьютера на уроках

Урок с компьютерной поддержкой имеет особые цели, формы и особую методику определения результативности. Главной задачей является организация такого урока.
С одной стороны, компьютер является средством повышения эффективности процесса обучения. Отметим выгодные особенности использования ИКТ на уроке:
  1. сокращается время при выработке технических навыков учащихся;
  2. увеличивается количество тренировочных заданий;
  3. достигается оптимальный темп работы ученика;
  4. легко достигается уровневая дифференциация обучения;
  5. учащийся становится субъектом обучения, ибо программа требует от него активного управления;
  6. в учебную деятельность входит компьютерное моделирование реальных процессов;
  7. обучение можно обеспечить материалами из удаленных баз данных, пользуясь средствами телекоммуникаций;
  8. диалог с программой приобретает характер учебной игры, и у большинства детей повышается мотивация учебной деятельности.
С другой стороны, использование компьютера без учета особенностей дидактических процессов, несоблюдение режима работы учащихся за персональным компьютером оказывают негативное влияние на здоровье школьников и на учебно-воспитательный процесс в целом, поскольку работа с компьютером связана со значительными умственными, зрительными и нервно-эмоциональными нагрузками.
Поэтому необходимо учитывать и недостатки:
  1. диалог с программой обычно лишен эмоциональности;
  2. программисты не всегда могут учесть особенности конкретной группы учащихся;
  3. не обеспечивается развитие речевой, графической и письменной культуры учащихся;
  4. помимо ошибок в изучении целевого предмета, которые ученик делает и на традиционных уроках, появляются еще технологические ошибки - ошибки работы с программой;
  5. материал, как правило, подается в условной, сильно сжатой и однообразной форме;
  6. контроль знаний ограничен несколькими формами - тестами или программированными опросами;
  7. от учителя целевого предмета требуются специальные знания.
Компьютер не должен и не может заменить учителя, его живого и эмоционального общения с учащимися. В то же время недопустимой является и фронтальная работа с учащимися, сидящими за компьютером, на протяжении всего урока. Одновременная работа учащихся под руководством учителя целесообразна только в течение короткого промежутка времени с целью адаптации к обучающей программе, снятия психологического барьера, проверки понимания изучаемого материала и первичного его закрепления.
Та или иная учебная компьютерная технология целесообразна, если она позволяет получить такие результаты обучения, какие нельзя получить без применения этой технологии.
Примером ненужных учебных программ может служить множество тестов типа "выбери правильный ответ” или длинных лекций, которые нужно проматывать на экране.
Учебная программа не должна быть "книжкой на экране”. Она дополняет учебники, используя все возможности современных компьютеров. Хорошая программа должна не столько разъяснять учебную ситуацию, сколько моделировать ее, давая простор для воображения учащегося. Если программа предлагает какой-то круг задач, то она должна предоставлять учащемуся все доступные ему средства решения этих задач. Программа должна представлять материал в естественном виде. Не должно вводиться обозначений, не общепринятых форм записи, предназначенных только для облегчения программирования.
Напротив, общение учащегося с программой должно быть максимально приближено к традиционным методам обучения, продиктованным спецификой целевого предмета. Программа не должна категорически оценивать работу учащегося. Оценка человека - прерогатива человека. Во всяком случае, учитель должен иметь возможность изменения уровня требований, предъявляемых учащемуся программой. Программист, создающий учебное программное средство должен учитывать традиции школьного образования. Идеальная программа - та, которая может быть приспособлена к потребностям конкретного учителя и конкретного ученика.

Вопросы и задания для самоконтроля
  1. Назовите преимущества использования компьютера на уроках.
  2. Назовите недостатки  использования компьютера на уроках.
  3. Какие условия необходимо соблюдать, чтобы свести недостатки к минимуму?