Четверг, 02.05.2024, 11:14
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Информационные и коммуникационные технологии в образовании

Меню сайта
Форма входа
Статистика

Особенности контроля и оценки знаний

Это область, вокруг которой проходит много дискуссий. Многие педагоги и психологи пытаются аргументировано ответить на вопрос: может ли «бездушная» машина оценить знания учащихся? Однако, на практике общепризнанно, что использование компьютера помогает преподавателю сократить рутинную, малоинтересную работу по проверке тестов, контрольных работ, что позволяет проводить контроль чаще и снизит фактор субъективности, на который часто жалуются как учащиеся, так и студенты.
Контролирующие, обучающие и комбинированные программы (контролирующие с элементами обучения, контролирующие игровые, моделирующие с элементами контроля и др.) следует разрабатывать с учетом рекомендаций педагогической кибернетики. Дидактические программы должны обладать определенным «интеллектом», при этом качественные контролирующие программы как правило:
  1. используют компьютерную графику в информационных и контрольных кадрах;
  2. позволяют оперативно изменять содержание учебного курса с помощью меню;
  3. обеспечивают возможность изменения трудности заданий;
  4. позволяют обучаемому работать в индивидуальном темпе;
  5. являются открытыми системами, что позволяет их легко модернизировать.
Важной характеристикой «интеллекта» программы является возможность автоматически анализировать ответы обучаемых. Интеллектуальная программа позволяет автоматически или автоматизировано генерировать задания из базы данных с помощью датчика случайных чисел. В этом случае контроль становится более объективным, так как разные обучаемые получают разные задания.
Интеллектуальная контролирующая программа:
  1. дает возможность анализировать ответы разных типов (выборочный, инъекцийный, перестановочный, классификационный, полностью конструируемый обучаемым);
  2. распознает различные синонимы правильных ответов;
  3. проводит синтаксический и семантический анализы ответов обучаемых;
  4. различает технические (орфография, ошибки клавиатурного набора) и существенные ошибки;
  5. локализует местонахождение ошибки;
  6. может задавать дополнительные вопросы с целью уточнения оценки.
В традиционной системе обучения контроль знаний на экзамене проводится с помощью нескольких вопросов. Обычно в билете два-три основных вопроса плюс несколько дополнительных. Полученные обучаемым оценки за ответы на эти вопросы распространяются и на не проконтролированные разделы учебного материала. Таким способом минимизируются затраты рабочего времени экзаменатора. Система компьютерного контроля позволяет реализовать более эффективную технологию контроля знаний по всему пройденному материалу, не заботясь об экономии времени на проверку.

Имеется множество примеров интегрированных обучающих систем, включающих полную структуру учебного курса: лекции, задания для практической работы, средства проверки качества усвоенных знаний, дополнительные ресурсы для самостоятельной и творческой работы в виде демонстрационных и моделирующих программ. Однако управление контролирующим модулем даже для таких систем может оказаться более эффективным на основе других, самостоятельных технологических средств. Например, в системе дистанционного обучения или при организации самостоятельной работы обучаемый может получить в свое распоряжение программу, но для более эффективной работы необходимо взаимодействие с педагогом-наставником, который очно или с помощью электронной почты может вовремя напомнить о необходимости подготовки к очередному тестированию, ответить на имеющиеся вопросы, оптимизируя тем самым ход образовательного процесса.

Наряду с необходимостью оценивания качества знаний по той или иной учебной дисциплине не менее важна оценка познавательной деятельности обучаемых, их творческой активности. Очевидно, что здесь тестирование оказывается просто неуместным. Зеркалом продуктивной, творческой деятельности обучаемых может стать материальный компонент их индивидуального образовательного пространства (ИОП) – представление системы полученных знаний с охватом близких предметных областей с помощью современных информационных технологий. В зависимости от вкусов и возможностей обучаемого это может быть компьютерная программа или база данных, электронный конспект или Web-сайт.
Концептуально создание обучаемыми ИОП не является чем-то принципиально новым, поскольку учащиеся и студенты всегда готовили рефераты на основе материалов и тех дополнительных ресурсов, которые им приходилось отыскивать самостоятельно. Новые информационные технологии позволяют определенным образом структурировать эти ресурсы, формируя из них базы данных, даже базы знаний – основы своего рода экспертных систем, но ориентированных на определенного пользователя – самого обучаемого. Именно поэтому эти разработки могут иметь самую разнообразную структуру, основываться на применении различных информационных технологий – наиболее доступных и удобных для обучаемого. Преподаватели должны всячески поощрять такую продуктивную деятельность, не стараясь особенно ограничивать обучаемых в выборе средств материального воплощения ИОП. Обучаемый может, начав формирование ИОП даже с самых поверхностных знаний (например, на уровне определений), постепенно улучшая качество владения основными понятиями, сформировать структурированные и глубокие представления о сути объекта изучения. Неформальный анализ педагогом того, как по прошествии времени изменяется Web-страница или база данных, подбираемых обучаемым, поможет оценить не только качество обучение, но и самостоятельность, склонность к исследовательской работе, креативность и ответственность, профессиональные устремления и предпочтения обучаемого.

Материальный компонент индивидуального образовательного пространства в простейшем случае может быть реализован как пакет мультимедиа-информации с простыми и наглядными связями между различными ресурсами (текст, графика, видео, страницы Internet). Создание тематических каталогов взаимосвязанных ресурсов Internet может служить отдельным заданием, технически доступным всем обучаемым. Структура созданного комплекса, характер заложенных в него связей могут служить надежным индикатором как глубины освоения изучаемой дисциплины, так и развития системного мышления, уровня поисковой, творческой деятельности. Подобная работа может выполняться в рамках коллективных проектов, но здесь от преподавателя потребуются дополнительные и весьма значительные усилия по разграничению степени участия в проекте отдельных членов группы.

Учет преподавателем при выставлении оценки такой творческой, продуктивной деятельности может положительно повлиять на стремление обучаемых более основательно изучить соответствующую дисциплину, проявить свою самостоятельность и инициативность, наконец, продемонстрировать уровень владения современными информационными технологиями.

Без адекватной оценки качества обучения и развития обучаемых трудно говорить о сбалансированном учебном курсе. Использование различных информационных технологий расширяет возможности оценивания и создает условия для организации оперативной обратной связи в ходе процесса обучения.

Вопросы и задания для самоконтроля
  1. Как Вы относитесь к компьютерному контролю?
  2. Приведите примеры компьютерного контроля, который Вы проходили?
  3. Какими характеристиками должны обладать качественные контролирующие программы?
  4. В чем состоит особенность интеллектуальных контролирующих программ?